"Какое все зеленое", подумала я, когда подняли занавес и показалась главная героиня. И дальше (Картина первая), сцена оставалась зеленой. И не только потому что лес. Зеленый здесь еще и цвет возрождения и вечной жизни. Которая у героев впереди. Картина вторая - торговая площадь и ожидание свадебного поезда. Сцена оделась в красный. Тот самый, ярмарочный, народный красный цвет. Много, много красного. Который постепенно уходит, растворяется в темноте - пришли враги, и всюду черная смерть. В горе и перед лицом вечности появляется синий. Синие одежды, синий свет. Уже почти нездешний, неземной. Земное больше не имеет значения, оно меркнет, тает, и сменяется духовным (Картина третья). Сцену скрывает занавес, на котором появляется изображение битвы из древней рукописи, и древний текст. Ничего не происходит. Только невероятная, гениальная музыка. Она рассказывает все, что невозможно правдиво показать даже на самой большой сцене, даже самым большим составом артистов. Когда исход битвы решен, сквозь рукопись проступает кровь, она чернеет, занимается огнем... Все кончено. Что дальше? Еще три картины: - черная (торжествующие враги и нет надежды); - снова зеленая (возрождение и обещание вечной жизни); - финальная белая. Там, где нет "ни плача, ни вопля, ни болезни" возможен только сияющий, непорочный и благочестивый белый цвет. Это было "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Николая Андреевича Римского-Корсакова на Новой сцене Мариинского театра вчера, 15 апреля. Рассказанное, помимо прочего, еще и цветом: зеленым, красным, синим, черным и белым. ======================= Второе действие я теперь готова смотреть снова и снова. Это потрясающее, почти мистическое зрелище. Неважно было с заглавной женской партией, особенно в начале (к финалу получше). Яркий образ Гришки - браво! (заглянула в программку - это первое выступление Сергея Семишкура). Александра Трофимова я просто так люблю, необъективно. И как где-то "молодая была немолода", бас Юрия Всеволодовича был, на мой слух, не вполне басом. А вообще к моменту написания оперы Римский-Корсаков уже научился нехорошему у Вагнера, и хорошо, что хотя бы не на шесть часов, а только на четыре. P.S. Симфоническую картину "Битва при Керженце" прилагаю. Она сама по себе прекрасна, ее часто включают в программы симфонических концертов. Конечно вчера, в контексте, после синего... Словами не передать. Приходите сами увидеть и услышать.